Индия. Расширение границ Мироздания.
Только в тот момент, когда шасси самолета коснулось земли, и все пассажиры облегченно вздохнули и радостно как дети захлопали в ладоши, пришло настоящее осознание того, что путешествие по Индии, полное довольно непредсказуемых и острых моментов, в конце концов благополучно завершилось.
Жизнь снова начала возвращаться в привычное русло, пытаясь широкими взмахами своей беспощадной руки растушевать и даже полностью стереть картинки, из которых складывался этот столь необычный вояж.
Однако воспоминания об Индии не только снова и снова возвращались в наше сознание, но и со временем каким - то чудесным образом приходило понимание того, что на самом деле это не просто страна, а совершенно необозримое пространство, наполненное теплом и светом.
Больше того, это пространство представлялось рекой, попав в объятья которой вовсе не стоило плыть против течения, пытаясь достичь несуществующего берега. Приятно покачивая на своих волнах, оно несло нас, точно и верно доставляя до заветного причала.
Случись это "озарение" немного раньше, то мы бы наверняка избежали многих трудностей и неудач, которые являлись лишь закономерным следствием наших необдуманных поступков и решений...
Но в тот момент, когда наше, почти месячное путешествие по Индии только начиналось, мы просто шли по улице Дели, вернее медленно продвигались плечом к плечу с рикшами, машинами, велосипедистами, буйволами и странствующими священными коровами.
При всем этом, участники движения во что бы то ни стало пытались отметить свое личное присутствие в столь чудовищном столпотворении соответствующими их бытию звуками: надрывными гудками, разноязычными криками и заунывным мычанием.
Оглушенные этим полифоническим гулом и совершенно дезориентированные в пространстве, мы задавали себе один и тот же риторический вопрос: "Зачем мы сюда приехали?!"
Наше положение усугублялось еще и тем, что выбранный нами отель находился на улице Мэйн базар, которая располагалась неподалеку от железнодорожного вокзала Нью Дели Рэйлвей Стейшн (New Delhi Railway Station) и представляла собой скопление привокзальных улиц, заполненных торговыми палатками и бестолково разбросанными магазинчиками.
На самом большом в Дели рынке были вмиг утрачены все иллюзии по поискам драгоценных камней, изумительной работы ковров, натурального высококлассного шелка, самых лучших в мире кожаных изделий и других, самых потрясающих восточных товаров.
Обрушившийся на нас хаос и беспорядок, сопровождаемый грязью, горами всевозможного мусора, чадом и гарью тут же готовящейся пищи привел нас в настоящее смятение и напрочь развеял миф о чарующей Индии.
Мы как слепые котята шли, не разбирая дороги по рынку и вместо того, чтобы рассматривать «заморские» товары отчаянно отбивались от попрошаек, которые не просто скромно просили «хоть немного денег», а вцеплялись в нашу одежду с такой виртуозностью и ловкостью, что нужно было приложить немало усилий, дабы оторвать их от себя.
В перерывах между этими «боями» нас, как потенциальных держателей иностранной валюты, осаждали желающие ее «законного» изъятия.
Это были чистильщики, ремонтники и всевозможные «коньки – горбунки», которые были готовы выполнить любое, даже совершенно несбыточное наше желание!
Нам, в частности, настойчиво предлагали почистить обувь, и никого не смущало, что на наших ногах были одеты обыкновенные резиновые шлепки.
Нас убеждали почистить даже уши, а заметив недоумение на наших обескураженных лицах, открывали свои блокнотики, где смысл этого столь деликатного действа был переведен на все языки мира.
Поздно вечером, усталые и разочарованные, мы буквально рухнули в довольно чистые постели.
«Я думал, что будет хуже», - с высокой долей оптимизма сказал мне муж, который довольно глубоко «копал» в интернете с целью изучения всех негативных моментов, которые могут случиться в столь непредсказуемом, по его мнению, путешествии в далекую экзотическую страну.
И это была самая высокая оценка тому, что нас так потрясло в самый первый день пребывания в Дели…
Как ни странно, на следующее утро мы проснулись в прекрасном настроении. Вегетарианский завтрак, насыщенный немыслимым количеством острых приправ cначала вызвал у нас едва скрываемую тоску по Родине, но его бодрящее воздействие на наш организм не вызывало никаких сомнений.
Мы вышли на улицу, и вдруг… случилось чудо! Наши глаза раскрылись … и увидели не то, что мы думали увидать, а то, что хотели!
Перед нами возник большой город настоящий, красочный и совсем не похожий на самые экзотические города, которые удалось посетить в своей жизни.
Этот город не только просыпался ото сна, но и неумолимо быстро двигался к «точке своего кипения».
Открывались большие и маленькие магазинчики и палатки, в которых тут же, во славу грядущего дня, возжигались благовония и звучали священные мантры.
Отдохнувшие и посвежевшие за ночь продавцы весело раскладывали и развешивали свои бесчисленные товары.
Еще не готовые к торговым баталиям с покупателями, они миролюбиво просили проходивших мимо людей «оунли лук» ( только посмотреть).
Из-под ветхого, разноцветного тряпья, картонок и коробок выбирались заспанные и взлохмаченные бездомные, которых в районе Мэйн Базара всегда было видимо-невидимо.
Как ни странно, на их лицах не наблюдалось ни вселенского горя, ни безумного отчаяния.
Буднично и неторопливо они встречали свой новый день, располагаясь на небольшом участке грязного асфальта, который служил им одновременно и спальней, и кухней, и комнатой отдыха…
Надо заметить, что все эти милые сердцу картинки наш взор выбирал из рядовых будничных событий, которые совсем недавно изрядно шокировали нас.
На самом же деле, отказавшись только от внешнего восприятия вещей, мы получили взамен целый мир!
К тому же оказалось, что Дели не заканчивается одним только Майн Базаром, а щедро раскинул свои границы на все четыре стороны света.
Именно этот город был предначертан нам как самый сложный экзамен на выносливость и толерантность, а так же как отправная точка нашего большого путешествия по загадочной и неповторимой Индии.
Посетить район Дели, который является официальной столицей Индии и называется Нью Дели, стремится каждый путешественник, и мы не явились исключением из этого правила.
Правительственный квартал, который расположился здесь, разительно отличается от тех мест, которые мы имели «удовольствие» посмотреть.
Еще бы, ведь он является центром, где сосредоточено правительство огромного государства.
Было такое чувство, что мы попали не только в другой город, но и в другую страну!
По обеим сторонам дороги чинно выстраивались величественные здания и гордо демонстрировали свою архитектурную ценность.
Широкие, усаженные деревьями и цветами парки и бульвары, расширяли горизонт и наполняли окружающее пространство гармонией и светом!
Но кто видит эту красоту? Здесь довольно таки мало транспорта, и даже вездесущие туристы остались за периметром этого района.
На территорию правительственных учреждений вход для посетителей либо закрыт, либо ограничен, и любознательному путешественнику делать здесь, по сути, нечего.
Огромное количество полицейских ревниво следит за порядком, тактично разворачивая любопытствующих в другую сторону от усердно охраняемых объектов.
А на другой стороне, если придерживаться ровно проведенной желтой линии, находится еще одна достопримечательность этого района – Ворота Индии.
И все это – в «шаговой доступности».
Чем ближе мы подходим к историческому месту, тем оживленнее и веселее становится вокруг!
Дети, шествующие чинными и ровными рядами к знаменитому монументу, завидев иностранных туристов, нарушают строй.
Каждый из них отчаянно мечтает только о том, чтобы привлечь наше внимание к своей персоне!
Совместная фотография - это самая большая удача маленьких индийцев! А уж позировать эти дети умеют и делают это виртуозно!
На прощание они еще долго будут теребить мою руку, справедливо удивляясь, как моя кожа может быть такой белой…
Ворота Индии являются национальной гордостью страны.
Из песчаника и гранита был возведен монумент славы в форме 42 – метровой арки в память об индийских воинах, которые погибли на поле брани во всех частях света.
Их имена навечно выбиты на стенах ворот.
Вечный огонь, который горит у основания монумента, еще сильнее подчеркивает этот торжественный строй.
Красочные военные парады, которые устраиваются здесь в дни особенных торжеств, свидетельствуют о том, что это самое памятное место в Дели.
Как и любой другой многолюдный объект в городе, монумент находится под усиленной охраной. Вместе со штатными полицейскими службу несут военные, одетые в парадную форму.
Ко всеобщему удовольствию туристов, они любезно разрешают им сделать совместный снимок.
В общем, на первый взгляд, мы попали в самую охраняемую, самую спокойную и безопасную часть города, где можно не только познакомиться с самыми значимыми для страны культурными объектами, но и беспечно отдохнуть в тенистых аллеях многочисленных скверов и парков.
Даже в тот момент, когда мы, неподалеку от себя, увидели забавных обезьян, ничего кроме «щенячьего» восторга эта встреча у нас тогда не вызвала!
Правда, потом мы узнали, что эти, на первый взгляд, безобидные животные держат в постоянном страхе жителей Дели.
Особенно от них страдает именно Правительственный квартал, где казалось бы созданы все условия для работы и проживания самых высокопоставленных людей страны.
Еще мы узнали, что именно обезьяны являются полновластными хозяевами Президентского дворца, здания Секретариата и других близлежащих ведомств.
Рассказывают, что чиновники, несущие в них службу, могут в любое время быть атакованы этими наглыми животными, которые до поры до времени скрываются в нишах и темных углах.
Они не только выхватывают у служащих документы высокой государственной важности и приводят их в негодность, но и грызут провода всевозможного оборудования, которым оснащены все кабинеты.
Министр обороны Индии, возглавляющий третью по численности армию планеты, не в силах предотвратить нашествие обезьян и лишь пытается защититься от них мощными решетками, которые натянуты на окна его ведомства.
Что касается простых горожан, то макаки превратили их жизнь в ад тем, что беспрепятственно забираются в их дома, где воруют продукты питания, мелкую живность и приводят в негодность вещи.
Что же мешает индийцам, «мягко говоря», сократить численность этих «распоясавшихся» животных?
Ответ на этот вопрос можно найти в индуистских храмах, где правит Хануман – божественная обезьяна, чье сердце переполнено любовью и бесконечной храбростью!
Храмы, посвященные этому ярчайшему представителю всех обезьян, разбросаны по всей Индии!
Вот почему даже не слишком жесткие меры борьбы с этими животными, такие как их отлов и помещение в заповедники, не могут быть реализованы должным образом.
Кто рискнет нарушить религиозный запрет и этим вызвать недовольство достопочтимого бога Хануман? Кому захочется сносить при этом осуждающие взгляды окружающих людей?
Да и ловить этих приматов довольно опасно для жизни.
Надо сказать, что обезьяны в Индии не такие уж забавные и безобидные, какими они нам кажутся в зоопарке.
Здесь они злобные и очень настороженные, следят за каждым вашим движением и в удобный для них момент могут не только осторожно взять из рук лакомство, которое им предлагают, но и незаметно выхватить весь пакет!
Местные жители, наблюдая за нашим беспечным поведением по отношению к обезьянам, постоянно предупреждали нас об опасности, которая исходит от них.
Но желание обратить внимание этих «милашек» на себя было намного сильнее страха перед их большими и острыми зубами.
Рискуя своим здоровьем, мы протягивали обезьянам свои ничем не защищенные руки, рассчитывая при этом только на помощь доброго и отважного бога Хануман!
Здесь будет уместно сказать, что люди в Индии глубоко религиозны, а значительная их часть исповедует индуизм. Представители этой религии индусы поклоняются своим богам, которых огромное множество.
Вместе с тем, они глубоко почитают священных животных многие из которых, так же как и обезьяны, для постоянного проживания выбирают большие города.
Первое животное, которое мы встретили на многолюдных улицах Дели, была корова. Виной первого нашего «стояние в пробке» была тоже корова, которой почему то вздумалось отдохнуть прямо посередине дороги.
На самом деле, ничего не случилось! Никто не кричал, не гудел и «не выходил из себя». Водители терпеливо, аккуратно и с великим почтением объезжали это священное животное!
К тому же, за неумелые их действия, результатом которых является причинение вреда корове, предусматриваются серьезные штрафы вплоть до пожизненного заключения!
Дело в том, что корова в Индии олицетворяет изобилие, чистоту и святость. Так же как и Мать - земля, корова следует принципам бескорыстного жертвования.
Она даёт людям молоко, а молоко, в свою очередь, является главной основой вегетарианского питания, которому следуют практически все индусы.
Вместе с тем высокий, даже можно сказать божественный статус коровы устанавливает строгий запрет на употребление в пищу говядины.
Итак, совсем незаметно для себя, мы погрузились в этот загадочный мир Индии, ежедневно и ежечасно, открывая для себя все новые и новые грани обыденного, удивительного и непостижимого! А каждая эта грань, в свою очередь, значительно расширяла границы наших представлений о мире.
На улицах Дели мы часто встречали очень жизнерадостных, учтивых и в то же время добродушных людей, головные уборы которым заменяли необычные для современной цивилизации тюрбаны.
Позднее мы узнали, что это не какая-нибудь прихоть или дань моде, а знак принадлежности к одной из самых значительных религиозных общин Индии.
Ее представители называют себя сикхами и исповедуют сикхизм – самую молодую религию Индии.
Посещение Гурудвары Бангла Сахиб – главного храма сикхов в Дели, явилось еще одной несомненной удачей нашего удивительного путешествия по Индии.
Огромное беломраморное сооружение (гурудвара), увенчанное золотыми куполами, с непостижимой силой приковывало взгляды многочисленных туристов. Оно, как бы, предлагало заглянуть внутрь и прикоснуться к священной тайне одной из интереснейших религий Индии или нового откровения, которое как считают сикхи пришло к ним непосредственно от Бога!
Бог единый, всепроникающий и недосягаемый; Бог, полный милости и всепрощения является предметом поклонения сикхов.
Вместе с тем Божественное откровение провозгласило сикхам свой высший постулат: все люди равны, и разница в вере не создает различия между людьми.
Поэтому войти в этот храм и присоединиться к совершаемому в нем богослужению может любой человек независимо от его взглядов, положения в обществе, национальности и вероисповедания.
Мы шагнули в настежь раскрытые двери огромного комплекса, центром которого является гурудвара (храм) и не только полностью исчезли из мира бестолковой городской суеты, но и стали непосредственными участниками интереснейших событий, из которых складываласься жизнь сикхской общины.
Утренняя молитва, сопровождаемая удивительной музыкой, возносилась к куполам храма и тонко струилась над большим прудом, воды которого считаются священными. Прихожане, верующие в целебную силу этой воды, спешили окунуться в ее прохладу и даже набрать ее впрок.
Здесь же можно было подойти к специально оборудованному месту, где всем желающим предлагалось выпить этой воды сколько угодно.
Считается, что она укрепляет не только здоровье, но и дух, потому как в ней собраны молитвы всех верующих. Обойдя, как и положено, пруд по ходу солнца, мы зашли в саму гурудвару (сикхский храм).
Многочисленные верующие расположились на мягком ковре по всей территории гурудвары и сосредоточенно молились, вкладывая в священную молитву трепет своей души, которая, как утверждают сами сикхи, искренне боится совершить одним только словом, мыслью или поступком нечто противоречащее Воле Бога.
Любопытные туристы, к числу которых мы, непосредственно, относили и себя, осторожно рассаживались рядом и присматривались к незнакомой обстановке.
В храме мы не увидели ни икон, ни скульптур с изображением Бога. Не было здесь и священника. Оказалось, что проводить службу здесь может всякий, кто обладает хорошей репутацией в сикхской общине.
Предметом трепетного почитания для всех верующих гурудвары служит священная книга Гуру Грантх Сахиб, к которой сикхи относятся как к живому гуру (учителю) и рассматривают ее как сокровищницу мысли и источник своей молитвы.
В течение всего дня Священное Писание находится в центральном зале гурудвары под куполом, покрытым искусно вырезанными золотыми пластинками, из-под которого ниспадает расшитый цветами шелковый балдахин.
Самый достойный представитель сикхской общины сидит перед Гуру Грантх Сахиб и нараспев «озвучивает» Священную Книгу.
Все это вместе взятое: и необычная обстановка, и молитва «нараспев» под звуки божественной музыки создавали ощущение покоя и умиротворения.
Временами казалось, что реальность исчезала, а мы находились в центре Вселенной, созерцая Вечность…
Не было никакого желания думать и куда-то двигаться...
Но за стенами храма нас ожидали новые маршруты. Один из них вел в лангар, так называемую трапезную, где любой желающий мог совершенно бесплатно принять пищу.
Ее совместное приготовление здесь особо приветствуется, после чего все садятся за общий стол, бок о бок, независимо от касты, звания, финансового или социального статуса.
Здесь даже премьер-министр Индии сидит рядом со своим шофером.
"Кто ест в лангаре на равных правах со всеми, тот истинный сикх, тот исповедует правильную веру", так учили верующих их "божественные" учителя.
Кроме всего этого на территории гурудвары есть больница, школа и прекрасный музей, где в художественных образах представлен героический подвиг сикхов во имя становления и укрепления своей религии.
В Индии все знают, что сикхи честные и умные, трудолюбивые и предприимчивые! Им не раз приходилось отстаивать свое право на существование, они бесстрашные и отважные.
Даже не являясь последователями их религии нельзя не испытывать к ним глубокую симпатию и уважение!
В индийской армии сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны.
Еще тогда, когда мы находились в главном сикхском храме Гурудвара Бангла Сахиб, нам искренне хотелось внести хоть небольшой вклад в их общее дело.
Работа по переноске строительных кирпичей для хозяйственной постройки хоть и имела чисто символическое значение, но порадовала нас и вызвала искреннее одобрение всех участников совместной акции!
Стоило нам выйти за ворота храма, как сказочный мир исчез в призрачной дымке, а огромный, многоголосый, бурлящий поток с неиссякаемой силой подхватил нас и понес по улицам Дели.
Учитывая большое скопление народа и довольно короткое расстояние до очередного пункта нашего назначения, мы отправились туда пешком и вопреки своему желанию стали равноправными участниками дорожного движения.
Именно на этом участке пути нам пригодились природная выносливость, владение техникой преодоления препятствий и тактическое мышление.
Дело в том, что отдельных тротуаров для прохожих здесь попросту не предусмотрено.
Искусно лавируя буквально в нескольких сантиметрах от колес машин и перегруженных повозок, мы каким - то чудесным образом, проскакивая и проскальзывая, преодолевали шаг за шагом самое опасное в своей жизни расстояние.
Пытаясь хоть чуточку снять с себя немыслимое напряжение, мы стремились выйти хотя бы на привычную для любой дороги обочину, но натыкались на прилавки магазинов, горы мусора и коровьих «лепешек» и неизменно возвращались в общий монолитный строй!
Добравшись до заветной цели, мы с удивлением отметили, что все наши вынужденные попутчики, одушевленные и механизированные, практически не поменяли своего местоположения относительно нас, а только сдвинулись еще плотнее!
В принципе, с транспортом в Индии нет проблем и если умудриться избежать затяжных «пробок», то добраться в любую часть города можно довольно быстро.
Свое предпочтение мы безоговорочно отдали трехколесному мотороллеру с кабиной, который в «простонародье» зовется «тук – тук» и является идеальным городским транспортом для всей Индии.
Отличаясь высокой маневренностью, моторикша «тук – тук» не боится пробок и уверенно протискивается по узким улочкам и многочисленным торговым кварталам.
Умеренная плата за проезд, свежий попутный ветерок, ненавязчивое «потуктукивание» мотора – все это вместе взятое снискало этому незатейливому «механизму» особую популярность среди многочисленных туристов.
Если же у вас появится непреодолимое желание подняться над бурлящей суетой индийского города, то из всех средств передвижения велорикша будет самым подходящим вашим выбором.
К тому же, вполне может оказаться, что вы попадете в «пешеходную» зону и это будет единственно доступный для вас транспорт.
Но имейте в виду, что небольшая прогулочная карета, поставленная, по сути, на велосипед, движется благодаря усилиям человека, натруженные ноги которого, со стальными мышцами и вздутыми венами без устали, изо дня в день, крутят педали.
К тому же, будучи пассажиром велорикши, невозможно равнодушно наблюдать за тем, как на подъемах или на участках с плохим дорожным покрытием, водитель попросту тянет свое транспортное средство, а затем медленно – медленно, с огромными усилиями набирает нужную скорость.
И если вы столь же сентиментальны как мы и склонны к таким же «глубоким» анализам окружающей действительности, то велорикша, уж точно, не ваш выбор!
Хотя коренные жители Индии единодушно выбирают именно велорикшу, используя этот транспорт для поездок на рынок, к друзьям, на работу, в школу и для перевозки самых тяжелых и объемных грузов.
Набиваясь в коляску по десять человек, миллионы индусов, свято верующих в реинкарнацию, совершенно безучастны к физическим страданиям несчастного извозчика.
Они уверены наверняка, что эти страдания вполне заслужены и являются лишь следствием плохой кармы этого человека…
С трудом выбравшись из этого наземного хаоса, который отнимает огромное количество сил у любопытного туриста и нарушает все его планы по дотошному мониторингу всех, даже самых отдаленных и самобытных уголков индийской столицы, мы наконец-то попали в метро.
Мир комфорта, безопасности, порядка и беспрепятственного продвижения быстро привел нас в умиротворенное и безмятежное состояние.
Здесь все продумано до мелочей, начиная с лифтов для пассажиров, при помощи которых можно без особого труда перебраться с одной платформы на другую, что безусловно удобно для людей, обремененных чемоданами и колясками, а так же для пассажиров "с ограниченными возможностями", и заканчивая специально обозначенными маршрутами для слабовидящих пользователей метрополитена.
Что касается вагонов современных скоростных поездов, то они всегда заботливо оснащены мониторами, на которых «здесь и сейчас» можно определить свое местоположение и направление движения, а специально оборудованные розетки без лишних проблем помогут зарядить любые электронные устройства.
Стоит отметить, что состояние подобной эйфории исчезло из нашего сознания в тот момент, когда позднее нам пришлось вернуться сюда в часы «пик.
Мы тот час же отметили, что личный досмотр, который обязательно производится при входе в индийское метро, уже не представлялся нам таким быстрым, занимательным и даже забавным, как при минимальном скоплении народа.
Прежде, чем его пройти, нужно отстоять огромную очередь в кассы, где продают жетоны для проезда.
Затем терпеливо выждать, когда настанет очередь пропустить вещи через монитор, а самому отправиться на процедуру тактильного досмотра, который предполагает, что мужчины и женщины проходят ее изолированно друг от друга. Переполненные до отказа вагоны, которые не в силах вместить всех желающих, также разделены по половому признаку и для женщин, которых в Индии значительно меньше, чем мужчин, предназначены два из них.
Поводом для такой насильственной изоляции считается, в частности, неэтичное поведение индийских мужчин, «обделенных» женским вниманием в силу демографических обстоятельств.
Не согласная с такой оценкой событий, могу сказать определенно, что путешествуя с мужем и имея при этом законное право заходить в «мужские» вагоны, я всегда ощущала на себе самое джентльменское отношение их симпатичных пассажиров.
В самый напряженный момент, когда, казалось, что неуправляемая толпа вот-вот сомкнется над моей головой, я громко кричала (конечно по-русски) «мамочка», и вокруг меня каким-то чудесным образом создавался спасительный коридор.
В конечном итоге из всех имеющихся в Дели средств передвижения, мы единогласно отдали предпочтение метрополитену за его надежность, мобильность и безопасность.
Продолжение следует...
Просмотров: 2289
Автор: Романова Галина